Разделы

osms.gif
SPISOK.PNG
kon jur.png
ru_banner.png
Ruh loga.jpg
obpr.PNG
RATING.png
Дата создания: 19.09.2013

Страницы истории управление здравоохранения города Алматы

1.png

Страницы истории управление здравоохранения города Алматы 1 октября 1927 года постановлением Джетысуйского Губернского Совета Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов (с 1937 года – депутатов трудящихся, а с 7 октября 1977 года – Народных депутатов) был организован отдел здравоохранения города Алматы. Первоначально в 1927 году в штате отдела было всего 2 единицы: заведующий и секретарь. Вся техническая работа по счетоводству и отчетности велась работниками губернского отдела здравоохранения. 

2.png

Только с 1 августа 1928 года городской отдел здравоохранения был переведен в городской совет с увеличением штатов до 4 человек. Уже в 1928 году на 33 заседании Президиума Алма-Атинского горсовета от 20.09.1928г. для непосредственного административного влияния и руководства, финансирования Горсоветом принято на местный городской бюджет 16 медицинских учреждений. Среди них: - Городская объединенная клиническая больница №1 на 120 коек. Создана в 1898 году, как больница общества «Красный Крест». До 1924 года являлась Алма-атинской уездно-городской больницей Джетысуйского губернского отдела здравоохранения. С 1924 года стала клинической больницей. С 15 августа 1928 года – городская больница Алма-атинского городского отдела здравоохранения. С 1949 года – городская объединенная клиническая больница №1 Алма-атинского горздравотдела, а в 1976 году она вошла в состав городской клинической больницы скорой медицинской помощи.- Служба скорой медицинской помощи, созданная в 1926 году при центральной амбулатории. В 1927 году она была передана амбулатории горбольницы, с 1928 года являлась пунктом, с 1929 года – отрядом, а с 1934 года – станцией скорой помощи при горбольнице. С 1937 года выделена в Станцию скорой помощи Алма-Атинского горздравотдела. 22 декабря 1976 года образована новая медицинская организация – городская клиническая больница скорой медицинской помощи Алма-атинского горздравотдела. - Алма-Атинский городской Дом санитарного просвещения, образованный в 1926 году.В систему городского здравотдела были также переданы глазная, психиатрическая, детская венерическая больницы, больница мест заключения, центральная амбулатория врачей-специалистов, детская консультация с молочной кухней, ясли постоянные, вендиспансер и тубдиспансер с ночным санаторием, пастеровская и малярийная станции, кабинет судебно-медицинской экспертизы, химико-бактериологическая и зуботехническая лаборатории, 2 аптеки и магазин санитарии и гигиены.

3.png

В те годы санитарно-эпидемиологическая служба была представлена всего одним санитарным врачом. Санитарно-эпидемиологическая служба была создана 1 апреля 1939 года и первоначально состояла из 4 отделов: санитарно-противоэпидемического, лабораторного, очаговой инфекции и госпитализации.

Позднее в шестидесятые годы дополнительно было образовано паразитологическое отделение, и станция была объединена с городской санитарной инспекцией, на базе которой был образован отдел предупредительного санитарного надзора и СЭС. А уже в семидесятых годах путем разукрупнения отдела предупредительного надзора образованы отделы промышленной и общей гигиены, жилищно-коммунальной санитарии, гигиены детей и подростков, гигиены питания и пищевой санитарии.

4.png

Среди основных планов городского отдела здравоохранения того времени были: борьба с малярией и гельминтными заболеваниями, мероприятия по улучшению акушерско-гинекологической помощи, медицинское обслуживание студентов, внедрение научной организации труда.

Уже в 1928 году была сформирована система бесплатного лекарственного обеспечения граждан по рецептам врачей, организационные принципы которой во многом аналогичны существующей модели сегодня. Впервые с 1 октября 1928 года финансирование лечебно-профилактической сети города было возложено на Окружной финансовый отдел. Бюджет здравоохранения 1928-1929 финансового года составлял 198 тысяч 550 рублей. Средний оклад врача того времени колебался от 125 до 180 рублей, стоматолога и фармацевта – 90 рублей, бухгалтера – 75 рублей, технического персонала – от 28 до 35 рублей.

5.png

В 1931 году средний оклад врачей колебался уже от 150 до 300 рублей. В тот же период были разработана система надбавок к заработной плате медицинских работников в зависимости от практического стажа, от условий работы в отдельных местностях, а также от бытовых условий проживания работников здравоохранения.

К 1937 году в структуру подведомственных городскому отделу здравоохранению организаций добавились еще 4 городские поликлиники, 7 врачебных амбулаторий, 9 фельдшерских пунктов, здравпункты, обслуживающие от 600 до 1300 алмаатинцев и фельдшерские пункты, обслуживающие около 400 человек.

В годы Великой Отечественной Войны только за первые 1,5 месяца в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии было призвано 192 работника системы здравоохранения города. В их числе врачи, фельдшеры, санитарки, водители и др. На территории города Алматы находилась крупнейшая тыловая госпитальная база. Из прибалтийских республик и РСФСР в систему городского отдела здравоохранения было эвакуировано 27 человек, среди них врачи, фельдшера, средние медицинские работники, фармацевты. В целях улучшения постановки лечебной помощи в частях Алма-Атинского Гарнизона 29 апреля 1943 года была организована гарнизонная поликлиника при Эвакогоспитале. В том же году филиал станции Скорой Помощи Кагановического Района в связи со значительным объемом работы был выделен в самостоятельную единицу.

Работа медико-санитарных учреждений, обслуживающих оборонные предприятия и оказывающих помощь эвакуированным с фронта, а также выполнение мероприятий, направленных на предупреждение пищевых интоксикаций и желудочно-кишечных инфекций, находились на личном контроле заведующего горздравотделом с ежедневной сводкой к 17-00 от 4-х райздравотделов (Ленинского, Сталинского, Фрунзенского и Кагановического).

6.png

Работа амбулаторно-поликлинических учреждений была переведена на беспрерывную рабочую неделю с приемом больных с 8-00 до 21-00 часа. При каждой городской поликлинике были развернуты стационары на дому. Приказом Городского отдела здравоохранения от 24 октября 1942 года №213 было велено «…Категорически и немедленно устранять малейшие проявления бюрократизма и формального отношения к больным и их нуждам во всех лечебно-профилактических учреждениях города, привлекая к строгой ответственности работников, виновных в таком отношении». С целью сохранения кадрового состава любое перемещение или увольнение участковых врачей и заведующих терапевтическими отделениями производилось только с разрешения городского отдела здравоохранения. К награде медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945» представлено 873 работника здравоохранения г.Алма-Ата. Условия военного времени не позволяли полностью претворить в жизнь планы III пятилетки (1938-1942гг.), особенно в вопросе обеспечения населения больничными койками. Общая численность коек равнялась 1885, что не превышало 7,5 коек на 1000 населения.

Основной проблемой являлось капитальное строительство новых больниц, как в отношении капиталовложений, так и в отношении стройматериалов. Кроме того, начавшаяся в 1943 году реэвакуация врачей из Алма-Аты в освобожденные от оккупантов местности при значительно разросшейся за годы войны медицинской сети города вызвала недостаток врачебных кадров. При 879 штатных врачебных должностях в учреждениях городского отдела здравоохранения в 1943 году 792 должности были заняты 487 физическими лицами. Штат самого городского отдела здравоохранения в послевоенные годы составлял около 20 человек. Тем не менее, наряду с ростом численности населения города, с 250 тыс. человек (1945 год) до 320 тыс. человек (1950 год), к 1950 году количество всех стационарных коек составило 2975, из которых 2345 находилось в ведении городского отдела здравоохранения, в том числе 100 коек стационара на дому. Таким образом, обеспеченность койками составила уже 11,9 на 1000 населения.

8.png

Значительное внимание уделялось противотуберкулезной службе. Количество коек этого профиля в 1950 году составило 565 (1,75 на 1000 населения), в то время, как в 1945 году их имелось 385 (1,5 на 1000 населения).

На протяжении всей истории городского здравоохранения особое внимание уделялось службе родовспоможения. Количество родильных коек в 1950 году составляло 320 (1,0 на 1000 населения), и обеспечивало госпитализацию всех рожениц с 10-дневным пребыванием в стационаре.

 Количество инфекционных коек, составляющее в 1945 году 855 (в т.ч. 300 детских), было сокращено до 620 (в т.ч. 320 детских) в связи с прекращением поступления больных с фронта.

В годовых планах работы городского отдела здравоохранения того времени отдельным пунктом обозначена организация в лечебных учреждениях города социалистических соревнований, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения. Существенных изменений в функциях, структуре, задачах и подчиненности городского отдела здравоохранения практически не происходило до середины 70-х годов прошлого столетия. Последующие 10 лет здравоохранение города активно развивалось, увеличено количество врачебных и фельдшерских здравпунктов с 96 в 1974 году до 122 в 1984 году, обеспечена доступность и приближенность медицинской помощи к населению.

10.png

Решающую роль в резком подъеме уровня здравоохранения сыграло Постановление Центрального Комитета Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР 1963 года №312 «О состоянии и мерах по укреплению материальной базы учреждений здравоохранения города Алма-Аты». Выполнение этого постановления буквально преобразило систему.

За счет нового строительства и передачи зданий под медицинские учреждения были открыты такие крупные многопрофильные лечебно-профилактические организации, как Центральная городская клиническая больница на 250 коек с поликлиникой на 500 посещений в смену, городские больницы №3, 4, 5 с поликлиниками, лечебный корпус на 200 коек в составе городской больницы скорой медицинской помощи, городской психо-неврологический диспансер со стационаром на 300 коек, 2 типовые поликлиники, типовое здание станции скорой медицинской помощи, городской наркологический диспансер, студенческая поликлиника. Существенно улучшилась техническая оснащенность и обеспеченность учреждений здравоохранения города квалифицированными медицинскими кадрами. Все это позволило значительно повысить качество и культуру оказываемой медицинской помощи населению. Дальнейшее развитие материально-технической базы получили лечебно-профилактические учреждения города в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 года №870. Так, за период с 1978 по 1984 годы построены и введены в строй родильный дом на 200 коек в Ауэзовском районе, 4 стоматологические поликлиники, детская инфекционная больница на 300 коек, 2 санатория для детей дошкольного возраста, городской врачебно-физкультурный диспансер, 2 санэпидемстанции, самостоятельная хозрасчетная поликлиника для проведения профилактических медицинских осмотров, больница в Ленинском районе, 3 новые поликлиники в Алатауском, Ауэзовском и Октябрьском районах, больничный комплекс на 700 коек в Алатауском районе и 2 детские поликлиники в Алатауском и Московском районах. В 1981 году в городе была открыта консультация «Брак и семья».

12.png

По решению городского комитета Компартии и городского Совета народных депутатов освободившееся помещение Детской инфекционной больницы №1 было передано для открытия городского медицинского училища. Это явилось крупным шагом в решении вопроса обеспечения медицинских учреждений города средним медицинским персоналом.

В сентябре 1978 года в Алма-Ате проходила международная конференция Всемирной Организации Здравоохранения по первичной медико-санитарной помощи. Международными экспертами было признано, что функционирующая в республике система оказания медицинской помощи населению самая оправданная и оптимальная. После проведения конференции в городе Алма-Ата был создан Центр ВОЗ по первичной медико-санитарной помощи.

В соответствии с распоряжением Совета Министров Казахской ССР №252 от 16 июня 1981 года и решениями исполкома Алма-Атинского городского Совета народных депутатов №591 от 6 ноября 1980 года «Об образовании Алатауского и Московского районов в г.Алма-Ате» и №428 от 21 сентября 1981 года «О реорганизации сети лечебно-профилактических учреждений городского отдела здравоохранения» в городе Алма-Ате были организованы 8 районных отделов здравоохранения райисполкомов, в связи с чем, произошло строгое территориальное разделение населения и медицинского обслуживания. Решением Алма-Атинского горисполкома №14-306 от 3 июня 1987 года райздравотделы были упразднены, а городской отдел здравоохранения реорганизован в управление здравоохранения горисполкома, проведена его реструктуризация, что позволило осуществлять целостную систему управления и планирования на уровне города, а также единую форму финансирования здравоохранения.

14.png

Для повышения эффективности работы были определены меры по обеспечению плановости деятельности аппарата управления здравоохранения, в два раза уменьшено количество советов, комиссий и комитетов, проводимых заседаний и совещаний.

В условиях перестройки здравоохранения большое внимание уделялось лечебно-диагностическому процессу, организации его этапности. В декабре 1988 года открылся городской консультативно-диагностический центр. В 27-ми учреждениях здравоохранения оказывалась платная медицинская и консультативная помощь по 15 специальностям.

В девяностые годы отдел лечебно-профилактической помощи был преобразован в отдел организации медицинской помощи населению, отдел детства и родовспоможения – в отдел охраны материнства и детства; отдел по координации деятельности лечебных учреждений – в общий отдел. В связи с переходом системы здравоохранения города на новый хозяйственный механизм в условиях рыночной экономики с 10 января 1992 года создана хозрасчетная группа городского управления. В 1993 году в структуре городского управления создан отдел по аккредитации, лицензированию и инновациям. В связи с изменением в названии Алматинской городской администрации с 1 ноября 1995 года Управление здравоохранения стало функциональным отделом Аппарата Акима города Алматы. 28 декабря 1999 года принято решение Акима нашего города №1281 «О департаменте здравоохранения города Алматы». С этого момента Управление здравоохранения города Алматы переименовано в Департамент здравоохранения Аппарата Акима города Алматы, который является правопреемником Управления здравоохранения. Для решения основных задач, направленных на реализацию государственной политики в области охраны здоровья граждан, департамент здравоохранения обеспечивает государственное управление и контроль в области здравоохранения, осуществляет руководство на территории города сетью лечебно-профилактических организаций. Коллегиальным рабочим органом Департамента является коллегия, работающая по плану, утвержденному директором – председателем коллегии. Состав коллегии утверждается директором департамента. Большинством голосов членов коллегии принимаются постановления, которые претворяются в жизнь приказами директора департамента. В 1996 году в составе департамента здравоохранения функционировало семь отделов: отдел организации медицинской помощи, общий отдел, отдел кадров, отдел прогнозирования и распределения финансов, отдел внедрения обязательного медицинского страхования, отдел материально-технического снабжения и капитального ремонта, отдел бухгалтерского учета и отчетности. В 1997 году отдел прогнозирования и распределения финансов вошел в финансово-экономический отдел, в этом же году был организован отдел лекарственного обеспечения. Ведущий организационно-методический отдел до 2000 года находился в структуре Центральной городской клинической больницы, поэтому не входил в штаты городского Управления здравоохранения, хотя и имел статус городского значения, в 2000 году он вошел в структуру департамента здравоохранения, как отдел информации и анализа деятельности медицинских организаций. За период 1995-2000 годов произошли изменения и в подведомственной сети. К 2000 году количество лечебно-профилактических организаций департамента увеличилось до 73. Кроме того, начиная с 1997 года, перестали действовать централизованные бухгалтерии, которые обслуживали группу лечебно-профилактических учреждений по микро участкам. В 1998 году произошло реформирование поликлинической службы, открылась сеть семейных врачебных амбулаторий. В больницах, поликлиниках, диспансерах, роддомах открывались новые отделения. Широко внедрялись платные медицинские услуги. В 1998 году в рамках реализации Указа Президента и Постановления Правительства Республики Казахстан был создан Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Республик Казахстан и его подразделение - Алматинское городское отделение фонда обязательного медицинского страхования, которое стало основным финансовым партнёром департамента здравоохранения и осуществляло контроль над рациональным и целевым использованием денежных средств в лечебно-профилактических организациях города. В 1999 году фонд прекратил свою работу.          

Сегодня Управление здравоохранения – это мозговой центр системы здравоохранения города Алматы. Команда свыше 40 человек в тесном взаимодействии с руководителями медицинских организаций и специалистами-профессионалами реализует на практике государственную политику по охране здоровья населения.